Ар­хан­гел Гав­ри­ил был из­бран Гос­по­дом для то­го, чтобы бла­го­ве­стить Де­ве Ма­рии, а с Нею и всем лю­дям ве­ли­кую ра­дость о Во­пло­ще­нии Сы­на Бо­жия. По­это­му на сле­ду­ю­щий день по­сле Бла­го­ве­ще­ния, про­сла­вив Пре­чи­стую Де­ву, мы бла­го­да­рим Гос­по­да и по­чи­та­ем Его по­слан­ни­ка Ар­хан­ге­ла Гав­ри­и­ла, по­слу­жив­ше­го та­ин­ству на­ше­го спа­се­ния.

Почему же возвестителем является именно архангел Гавриил?

Бытует мнение, что само имя Гавриил переводится как «вестник», что является заблуждением, так как по-гречески — άγγελος и так значит «вестник, посланец», т.е. ангел — это и есть вестник.

Приглядимся к архангелу Гавриилу, а особенно к тому временному промежутку, в котором было написано Евангелие от Луки. В межзаветный период, т.е. в промежуток, между пророком Малахией, последним пророком, вошедшим в корпус канонических книг Ветхого Завета, и написанием Евангелий, старшим ангелом был Гавриил. Именно так он изображается в апокрифических книгах, в обилии появившихся в межзаветную эпоху, и из них в основном мы и черпаем сведения об ангелах. Да и в Новом Завете согласно Евангелию от Луки, архангел Гавриил возвестил о предстоящем рождении Иоанна Крестителя его отцу, священнику Захарии (Лк 1, 11-20), и о рождении Спасителя — Пресвятой Богородице (Лк 1, 26-38), кроме того, считается, что Бог послал Гавриила к Иоакиму и Анне, чтобы оповестить их о рождении Богородицы. Архангел Гавриил, как и архангел Михаил (Откр. 12, 7), назван в Новом Завете по имени. Сам о себе он говорит: «Я Гавриил, предстоящий пред Богом» (Лк 1, 19). Евангелист Лука употребляет по отношению к Гавриилу выражение «Ангел Господень» (Лк 1, 11), связывая тем самым благовестия Захарии и Деве Марии с ключевыми для ветхозаветной истории событиями. В Ветхом Завете Гавриил упоминается в Книге пророка Даниила как ангел эсхатологического откровения. Он послан к пророку, чтобы объяснить явление, относящееся к «концу определенного времени» (Дан. 8, 16), и пророчествует о пришествии Мессии через «семьдесят седмин» (Дан. 9, 20-27).

Интересно, что даже в исламской традиции, которая испытала определенное христианское влияние, архангел Гавриил считается старшим. Согласно учению мусульман — от Гавриила Магомет получил свои откровения и им же унесён на небо. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа.

В православной гимнографии имеются тексты прямо предписывающие называть архангела Гавриила Архистратигом.

Приведем несколько примеров: Тропарь 5-й песни канона на праздник Рождества Иоанна Предтечи, приписываемый свт. Андрею Критскому. «Не вещай, не сопротив глаголи, старче освящение, / Гавриил бо глаголет ти, первый во Архангелех, / Божия таинства и еже к нам Того снитие сказуя».

Кондак архангелу Гавриилу: «Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных архистратиг».

И эти примеры можно умножить. Известны несколько мест на земле, где почитания Архангела Гавриила не умалялось. Одним из главных центров почитания Гавриила являлся Назарет, в котором еще в IV веке был построен храм архангела Гавриила над источником Пресвятой Богородицы. А в Киеве, архангел Гавриил некоторое время считался покровителем города.

Гавриил или Михаил?

Замена почитания Гавриила почитанием Михаила — очень интересный процесс, связанный с представлениями о военных, как вершине общества, в первом христианском тысячелетии. Именно так была построена Римская (Византийская) империя. Утрируя, можно сказать, что, император — это верховный главнокомандующий с экстраординарными полномочиями. Архангел Михаил как раз отличается от Гавриила подчеркнуто воинскими чертами, вот его почитание и потеснило почитание Гавриила. При этом известно, что почитание архангелов Гавриила и Михаила некоторое время было общим, строились храмы, посвященные двум архангелам, но, все же, Михаил пользовался у императоров особым почитанием. Что в конечном итоге привело к тому, что архангел, которому было поручено столь ответственное задание, как Благовещение Деве Марии, вышел на второй план, но это уже вопрос истории и значения воинского искусства в Византийской империи. И тем не менее, богослужебные тексты обоим архангелам присваивают звание Архистратигов и ставят их почитание на одну ступень.

Икона архангела Гавриила.

Существует несколько вариаций иконы архангела Гавриила, но мы рассмотрим только две из них, которые являются самыми популярными. Первая – это икона Благовещения, на которой изображен архангел Гавриил, приносящий благую весть Деве Марии, избранной стать Божией Матерью.

Вторая популярная вариация иконы архангела Гавриила изображает ангела одного. Тут следует отметить, что, поскольку ангелы являются бестелесными существами, способными принимать любую человеческую форму, иногда достаточно сложно различить их на религиозных иконах. Тем не менее есть несколько характеристик, которые помогают отличить архангела Гавриила от других ангелов.

Иконография архангела Гавриила.

На большинстве восточно-православных икон архангел Гавриил изображен в белых или синих одеждах. Обычно он держит копье в правой руке, а иногда и зеркало в левой руке. Это зеркало сделано из яшмы (полудрагоценный камень) и украшено буквой X, что обозначает Христа. На православных иконах архангел Гавриил также может быть изображен со светящимся фонарем, трубой, лилией, которая представляет собой Богородицу, или райской пальмовой ветвью, что символизирует победу Девы Марии над смертью.

Эти детали могут помочь отличить архангела Гавриила от других ангелов и, в частности, от архангела Михаила , который обычно изображается как воин в красных одеждах с мечом и щитом в руках. Таким образом, в то время как Михаил является предводителем всех ангелов и хранителем Церкви, чья миссия состоит в том, чтобы защищать Божий народ, Гавриил служит посланником, избранным Богом, чтобы возвестить людей о спасении рода человеческого. Он является ангелом ясности, чистоты и радости, и это именно то, что изображено на иконе архангела Гавриила.

Информация из православных источников.