На этом величайшем событии человеческой истории, связанном с вечной жизнью, и смертью каждого из нас, человек будет осужден только за одно — за то, что он не увидел Бога в своей жизни.

Оправдан человек на Страшном суде будет только одним: «Вы увидели Меня». В Евангелии мы читаем именно об этом.

«Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне » (Мф. 25:35-36)

Вот какое задание даёт Бог человеку, посылая его в мир, — постичь и увидеть Бога. И оттого, выполнит человек это задание или нет, зависит вся его будущая учесть.

Суд Божий будет состоять не в карах, не громах и молниях, а в том, что мы сами почувствуем, где наше место, увидев самих себя и увидев бесконечную и страшную Божественную любовь к человеку. Страшную потому, что каждый человек без исключения предал эту любовь.

И пишут святые отцы о том, что мы восчувствуем по-настоящему, не словами и умом, а всем существом своим, что каждое зло, принесённое нами в этот мир, каждый грех — это было распятие вот этого всемогущего и великого Существа, Который всего Себя отдал за нас.

Всё то, что мы скрываем от других, всё то, что наиболее стыдно для нас самих, всё раскроется перед лицом всевидящего Бога, создавшего нас, раскроется перед взорами нашей души.

В ужасе будут стоять люди, ожидая последнего приговора Создателя мира. Даже представить невозможно, как будут трепетать тогда сердца каждого из нас.

Человек есть человек и не избегнет он ни страстей, ни греха. Что же ждёт нас на Страшном суде? Господь знает немощь нашего естества, наших душ, слабость, боязливость, малодушие. Это нам не оправдание, надо всё равно подвизаться.

Но Господь-то ведает все наши возможности. Евангелие даёт нам ключ к тому, каким ещё образом грешный, несчастный человек, который очень тяжело справляется со своими пристрастиями, может заслужить прощение Божие и увидеть Бога, — милосердие.

Милосердие, как говорят святые отцы, превозносится над судом, потому что милосердие — это любовь к людям, это любовь к Богу. Если человек милосерд, искренне милосерд или стремится к милосердию, значит, он приоткрывает свою душу к любви, значит, он, что самое важное, становится образом и подобием Божиим, потому что Он милосерд.

Закон Божий — это закон любви, и закон суда — это закон любви. И как страшно нам будет не увидеть в себе образ и подобие Божие, т.е. образ всепрощающей, поднимающейся надо всем любви, любви в первую очередь, ко всем без исключения людям.

Ничего не может быть радостнее для Господа, если мы Великим постом, по-настоящему распнём себя для мира. Чем? Тем, что не будем осуждать никого. Будем помнить о том, что это страшная дерзость пред Богом — восхищать суд над созданием Божиим, это страшная дерзость пред Богом — ставить себя рядом, а то и на Престол Божий, на престол Судии. Это безумие, которое овладевает каждым человеком, но это безумие, к несчастью, очень и очень привычно для всех нас и усладительно. Вот это духовное сладострастие — осуждение — надо особенно Великим постом искоренять из себя, а на место его насильно, даже если душа наша этого не хочет, водворять дела и мысли милосердия, любви и милости, кротости и терпения друг перед другом.

Мы обращаемся к Господу как к милосердному, многомилостивому, мы ждём от Него прощения грехов. Господь же ждёт в нас самих веру и образ этой Божественной милости, которая будет отражаться в нас самих. Всё абсолютно просто. Как во всяком великом деле, как во всяком деле Божественном здесь нет ничего сложного — накормить алчущего, посетить больного, посетить человека, пусть даже грешного, такого же, как мы все, находящегося в заточении, в темницах, помочь тому, кто нуждается в нашем сочувствии, в нашем человеческом сопереживании.

Мы знаем как бесконечно дорого человеку милосердие. Поддержать человека, которому это необходимо, в его беде. Просто тепло на него посмотреть. Уделить ему время. Не вознестись перед ним. Не возгревать в себе тщеславие и гордыню, превозношение над ближним. Чем можем помочь. И оказывается, в глазах Божиих это самое драгоценное, что может сделать человек.

Ежедневно имейте смерть перед очами, внимательно размышляя о том… как вам предстать перед Богом в тот страшный день Суда, когда будет определяться должное воздаяние каждому за дело, слово и помышление (прп. авва Исаия, 60, 78)

Дай Бог нам в дни Великого поста серьёзно и ответственно, как перед Страшным судом Божиим, отнестись и к своей собственной душе, за которую мы дадим ответ и, конечно же, к каждому из ближних наших, который нуждается в нашей помощи, в нашем милосердии, каждому из ближних наших, которых Господь посылает нам, чтобы мы помогли ему, чтобы мы пролили на него любовь свою, и это, лишь это одно, милосердие к нашей душе и посылаемая от Бога возможность милосердия к ближнему, будет хотя бы каким-то оправданием на страшном и справедливом суде Спасителя.

vsbook.ru