«Василий, Божественный ум, Григорий, Божественный глас, Иоанн, всекрасный светильник, трие высочайшии угодницы Троицы и служителие да спрославятся», — так воспевает Церковь этих великих святых. Вначале память каждого из богомудрых отцов, живших в IV-V веках, праздновалась по отдельности. Почему с конца XI века в церковном календаре появился день, посвященный всем троим святым одновременно? Дело в том, что незадолго до установления этого праздника в Константинополе между верующими стали возникать серьезные споры — чьи заслуги перед Церковью каждого из святителей наиболее значимые?

Одни ставили на первое место Василия Великого как учёного, глубокомыслящего архипастыря, который превосходил всех и в деле, и в слове, был твёрд, непоколебим в своих убеждениях, строг по отношению не только к людям, но и к себе.
Иные, напротив, превозносили Иоанна Златоуста, слывшего искуснейшим и непревзойденным христианским проповедником и милосердным пастырем, который более других смог постичь несовершенство человеческой природы и потому был снисходителен к человеческим слабостям, склонен к христианскому всепрощению и старался всемерно привлекать грешников к покаянию.
Третьи же отдавали предпочтение Григорию Богослову, считая, что искусным толкованием Священного Писания, убедительностью и изяществом построения своих бесед и писаний он превзошел и Василия Великого, и Иоанна Златоуста.
Споры эти привели к противостоянию и разделению между христианами, вплоть до того, что некоторые стали называть себя василианами, другие — иоаннитами, третьи именовались григорианами.
Но в 1084 г. Господь устроил так, что митрополиту Евхаитскому Иоанну Мавроподу в видении предстали все три святителя и поведали, что равны пред Господом, повелели прекратить разногласия и установить общий день празднования их памяти, что и было исполнено в том же году. С того времени 12 февраля каждого года Церковь празднует Собор трёх вселенских учителей и святителей.

Василий — Божественный ум

Родился в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия) в 330 году. В семье было десять детей, пять из которых вместе с их матерью Емилией и отцом Василием Старшим, известным оратором, впоследствии были причислены Церковью к лику святых. Будущий святитель получил блестящее образование в области светских наук в Константинополе и Афинах, обучаясь у самых знаменитых учителей и философов того времени. В Афинах он познакомился с Григорием Богословом, эта встреча переросла в настоящую дружбу и затем продолжалась всю жизнь.
Однако искушенность в светских науках не могло удовлетворить пытливого юношу. Он почувствовал призвание к жизни духовной и желание «снискать руководителя к познанию истины». Для этого Василий предпринял путешествия в Египет, Сирию и Палестину. Там старательно изучал творения святых отцов, посещал самых прославленных отшельников и испытывал себя в аскетических подвигах.
По возвращении на родину в 364 г. Василий возведен в сан пресвитера, а шестью годами позднее — в сан епископа. В то время вновь стало распространяться и усиливаться арианство, и святой Василий счел своим долгом выступить в защиту православной веры. Невзирая на постоянные опасности, своими проповедями и письмами епископ Василий поддерживал православных, утверждал их в вере, призывал к мужеству и терпению.
Святой заботился о неукоснительном соблюдении канонов Церкви, церковной дисциплины, по мере сил помогал бедным и немощным. В каждом округе своей митрополии он создал богадельни, а в самой Кесарии — гостиницу и странноприимный дом. Жизнь же самого Василия Великого была крайне аскетичной, за что его почитали не только христиане, но даже язычники и иудеи. Святитель стал автором чина Литургии, названной его именем, и написал великое множество богословских трудов.
Лишения и подвиги воздержания, болезни, архипастырские труды рано истощили силы святого Василия. Он отошёл ко Господу в 379 году, когда ему было всего 49 лет.

Григорий — Божественный глас

Родился в 329 г. в Арианзе, близ г. Назианза в Каппадокии (Малая Азия). Родители Григория — отец Григорий, епископ Назианзский, и мать Нонна, как и родители святого Василия, прославлены в лике святых. Как и святой Василий Великий, Григорий получал знания у лучших учителей в самой Каппадокии и в Афинах. Завершив светское образование, в 358 г. он вернулся на родину, где принял от своего отца святое Крещение и вскоре вслед за Василием Великим удалился в пустыню, чтобы жить и молиться рядом с другом. Но в 361 г. по просьбе отца Григорий вернулся в Назианз, где был рукоположен в сан священника и после смерти своего родителя, будучи уже в сане епископа, продолжил его служение в этом городе.
В 378 г. жители Константинополя приглашают епископа Григория занять патриарший престол. Святой Григорий соглашается и начинает управлять патриархией, где в то время господствующее положение занимали еретики — ариане и аполлинаристы. Здесь он произносит свои знаменитые «Пять слов о богословии». Именно это сочинение стало поводом назвать святителя «Богословом». Слава нового патриарха Константинополя росла, но одновременно росло и сопротивление еретиков. Однако святитель терпеливо и кротко продолжал проповедь Истины, несмотря на все угрозы и нападения, чем привлекал всё большее число верующих на сторону православия.
Будучи замечательным проповедником, святой Григорий также сочинял стихотворные гимны, отличавшиеся высотой поэтического мастерства и глубиной богословия. Молва об искусном проповеднике достигла самых дальних уголков христианского мира, сам же святитель жил в столице империи очень скромно, во всем уподобляясь монаху-отшельнику — «пища его была пища пустыни, одежда — одежда нужды».
В Константинополе на долю Григория Богослова выпало немало испытаний, в том числе предательство близкого друга Максима, который во время болезни святителя согласился на то, чтобы тайно принять посвящение на его место. Затем на святителя было организовано покушение, но наемный убийца пришел к Григорию со слезами раскаяния, не осмелившись совершить злодеяние.
В 381 г. на II Вселенском Соборе святитель Григорий был утвержден в сане Константинопольского патриарха. Но епископаты Египта и Македонии не захотели признать его, и святой, не желая усиления конфликта, покинул столицу империи и вернулся в родной Арианз, где и почил в 389 г.
В 950 г. мощи Григория Богослова были перенесены в Константинополь, а несколько позже часть святых останков доставлена в Рим.

Иоанн — всекрасный светильник

Родился в Антиохии (Малая Азия) около 347 года, в семье военачальника Секунда. Его мать, святая Анфуса, после смерти мужа не стала более выходить замуж и посвятила свою жизнь воспитанию сына и дочери. Юноша учился у лучших философов и риторов, в том числе у крупнейшего учителя позднеантичной эпохи — Либания. Молодой Иоанн рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Епископ Антиохийский Мелетий полюбил Иоанна как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил.
Когда мать Иоанна, святая Анфуса, скончалась, он принял иночество, которое впоследствии называл «истинной философией». Вскоре Иоанн получил приглашение принять сан епископа. Но по смирению своему будущий святитель уклонился от рукоположения и четыре года провел в подвигах как аскет-пустынник, много времени посвящая написанию богословских трактатов.
Однако состояние здоровья подвижника вынудило его возвратиться в Антиохию, где в 381 году епископом Мелетием Иоанн был возведен в сан диакона, а в 386 году в сан пресвитера. Молодому священнику вменили в обязанность проповедь слова Божьего, и на этом поприще он проявил себя столь искусным проповедником, что за редкий дар боговдохновенного слова получил от паствы звание «Златоуст». В течение двенадцати лет усердный пастырь проповедовал в храме дважды в неделю, а иногда и ежедневно, глубоко трогая сердца и души слушателей.
Святой Иоанн ревностно исполнял Божественную заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь ежедневно обеспечивала пропитанием почти три тысячи дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных. Слава замечательного проповедника и пастыря росла, и в 397 году святой Иоанн Златоуст возводится в сан архиепископа Константинопольского.
В столице империи он по-прежнему остается образцом духовного совершенствования для духовенства и паствы. Так, например, средства, причитавшиеся для своего содержания, святой архипастырь направляет на устройство больниц и гостиниц для паломников, сам же отказывается от приглашений на пышные обеды и довольствуется скудной аскетической пищей.
Предметом особой заботы Иоанна Златоуста в это время становится сохранение единства Церкви и миссионерская деятельность на окраинах империи. Особо велики заслуги святителя Иоанна в области церковного богослужения: он составил чин Литургии, ввел антифонное пение за Всенощным бдением, написал несколько молитв чина Елеосвящения.
Будучи аскетом, Иоанн Златоуст строго обличал распущенность нравов столицы и императорского двора, из-за чего впал в немилость у императрицы Евдоксии. Она возненавидела святого и начала гонения на него, что в 404 г. привело к изгнанию святителя из Константинополя в далекую Армению.
В ссылке святой Иоанн тяжело заболел, но это не остановило его врагов, которые отправили истощенного болезнью архипастыря в еще более дальнее изгнание — в Абхазию. По пути, в селении Команы, силы оставили путника, и в 407 году, в день Воздвижения Креста Господня, многострадальный святитель со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу.
В 438 г. мощи Иоанна Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь.

Подготовила Елена Наследышева