Сегодня в Евангелии мы с вами слышали о том, как некий законник подошел ко Христу и спросил у Него: «Какая наибольшая заповедь в законе?». Евангелист Матфей отмечает, что он спрашивал у Христа, искушая Его. Какой же подвох, какое же искушение было в этом вопросе? Дело в том, что законники спорили между собою, какая же наибольшая заповедь в законе. Некоторые говорили, что наибольшей заповедью является заповедь о субботе. Другие говорили, что заповедь об обрезании. Единогласия у них не было, и они между собой постоянно спорили. И вот этот законник попытался тоже искусить Христа и поспорить с Ним, но услышал такое, что даже и сам не смог ничего ответить. Господь говорит: «Первая и наибольшая заповедь в законе — возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. Вторая же подобная ей — возлюби ближнего твоего как самого себя. Вот две наибольшие заповеди». Так ответил Господь на вопрос законника.

И законник даже не смог ничего против этого сказать и отошел от Него. Но что значит «возлюбить Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим»? Дело в том, что первая заповедь, по словам святых Отцов, исполняется только через вторую заповедь, через наших ближних — «возлюби ближнего твоего как самого себя». Исполняя вторую заповедь, мы сможем исполнить и первую.

Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» (1 Ин. 4:20). Говоря о любви, апостол Павел рассуждает, что «если я говорю языками человеческими и ангельскими», или же «если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы» (1 Кор.13:1,3). Любовь к Богу дается человеку, когда он начинает любить своего ближнего.

Как же мы можем с вами любить нашего ближнего? Пример можно взять из древнего Патерика. У одного старца были два послушника, и старец очень горячо молился Богу, чтобы Господь помиловал их. Однажды они пошли в город. Ученики ушли вперед, а старец шел за ними. Ученики, идя по дороге, увидели нищего, который лежал возле дороги и просил отнести его в город. Ученики прошли мимо этого человека. И вот когда старец шел мимо этого нищего, то взвалил его на свои плечи и понес в город. И услышал голос: «Твои дела более милосердные, чем дела твоих учеников».

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что ты ходишь в храм молиться Богу, когда проходишь мимо ближнего своего, нуждающегося в твоей помощи? Или ты почитаешь иконы, образ Божий, и, в это же время, не почитаешь своего ближнего, который есть образ Божий». Святитель Тихон Задонский о любви говорит, что «любовь — это как теплая печь, которая согревает всех, кто бы ни прикасался к ней».

Но что нам делать, если мы не чувствуем в себе любви к нашим ближним? Тот же святой — святитель Тихон Задонский — говорит: «Чтобы научиться делам любви, совершай их, даже не имея в себе любви. И эти дела, дела милосердия, сами по себе возрастят в тебе любовь к ближнему, а потом уже и к Богу». Современный человек, он больше эгоистичен, нежели братолюбив. Современный девиз — «бери от жизни все». А как же ближний? О ближнем можно не думать. Так вот, все христиане, даже современные мы с вами, обязаны идти за Христом, обязаны соблюдать Его заповеди. Ведь Христос в Евангелии говорит: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). И идя за Христом, совершая дела любви и милосердия, мы будем уподобляться и Богу, и всем святым.