Сегодня мы слышали Святое Евангелие, которое объясняет нам последствия неблагодарности к Богу. И наоборот, раскрывает для нас весь благодатный смысл благодарности к Богу.

Иисус Христос на пути в город Иерихон встретил десять человек, больных проказой. Проказа – страшнейшая болезнь, неизлечимая, против которой в древнем мире не было никаких способов ее лечения. И в наше время тоже никто еще не нашел возможность, как исцелить эту болезнь. Единственное, что делают в этих случаях, этих больных изолируют.
Святые Отцы неоднократно, объясняя смысл Святого Евангелия, предлагают нам сравнить эту болезнь тела человека с болезнью души, говоря о том, что когда человек поражен грехом, когда грех проник во всю его душу, он тоже уже не чувствует своего собственного греха. Человек живет в грехе и не чувствует его. Это очень страшное состояние наших душ. Страшно, когда мы не чувствуем, как обижаем друг друга. Страшно, когда мы не чувствуем боль и страдание другого человека и потому бываем жестокими и немилосердными. Страшно, когда для нас грех становится образом нашей жизни и мы не чувствуем, как наша душа загнивает, гибнет.

Так вот, десять человек больных проказой встретили Иисуса Христа и стали издалека кричать: «Иисус, наставник, помилуй нас!» Они обратились к Христу и издалека кричали Ему. Надо было приложить силы, чтобы кричать. Они не смели подойти ближе, потому что по жестоким законам древнего времени, если они приближались больше чем на определенное расстояние к человеку, то их положено было забрасывать камнями. Так ограждали себя люди от внешней, телесной заразы. (Если бы мы так умели ограждать свою душу от духовной заразы!) Так вот, эти больные кричали: «Иисус, наставник, помилуй нас!»
Так происходит и с нашей душой. Когда однажды мы увидим все безобразие нашего греха, увидим бедственное положение нашей души, у нас появляются силы, и мы начинаем просить Бога о помощи. Просим Его, взываем к Нему, обращаемся к Нему. Особенно это с нами бывает тогда, когда внешние, жизненные обстоятельства помогают нам увидеть наши собственные грехи. Это бывает, когда мы, или кто-нибудь из наших родных, или наших детей заболевает, и мы тогда сразу понимаем всю пустоту и суету нашей жизни греховной и начинаем молиться Богу. Бывает с нами так, когда кто-то из наших родных или близких умирает, и как молнией тогда озаряется наше сознание, и мы видим, насколько бессмысленна жизнь без Бога, насколько страшен итог жизни человека, который не был с Богом. Бывает так и тогда, когда мы попадаем в очень затруднительное положение, или в семейной жизни, или на работе – и вот тогда мы начинаем обращаться к Богу, и кричим и взываем Ему, потому что мы почувствовали всю бедственность нашего положения.
Иисус Христос, услышав, как кричат к Нему эти десять человек, посылает их к ветхозаветному священнику: «Идите, покажитесь священнику», – говорит Он. Почему так делает Иисус Христос? По древнему закону определять, кто может принадлежать к обществу здоровых людей, а кто не может, могли ветхозаветные священники. Они определяли, быть ли человеку в стане прокаженных или быть в нормальном человеческом обществе. Иисус Христос посылает их к этим священникам. И когда они идут, с ними совершается чудо. Пока они идут, они очищаются: болезнь сходит с них, происходит то, что невозможно пояснить никаким человеческим разумом.

Так и нам для исцеления наших прокаженных душ Господь дал возможность пути – пути к Нему же, к Богу: «Иди, покажись священнику», – это путь жизни в Церкви. Господь установил таинство священства через благодать Святаго Духа для того, чтобы человек, идя жизненным путем, через молитвы, священнодействия, церковные установления, церковные обряды получал все необходимое для исцеления своей души. И человек, когда идет этим путем, когда показывает свою душу через священника самому Богу, особенно это бывает в таинстве исповеди, очищается. И сколько раз мы с вами это ощущали на своих собственных душах.
Так и эти десять прокаженных очистились. И вот, когда они увидели, что они очистились, один из них с радостью побежал назад к Христу и стал благодарить Его за то, что произошло. Один из десяти. Дорогие братья и сестры! Не подскажет ли нам наша с вами совесть, как мы поступаем в своей жизни? Не бывает ли и с нами такое, что пока нам тяжело, мы призываем Господа Бога, обращаемся к Нему, молимся Ему; как только нам становится легче, мы забываем обо всех тех дарах Божьих и помощи Божией, которые Он делает для нас. Господь через эту притчу предлагает нам посмотреть на самих себя, чтобы мы увидели состояние наших собственных душ. Насколько мы бываем благодарны Богу. Когда этот один человек пришел и стал благодарить Господа, Господь спросил у него: «Разве не десять очистились? Где же другие девять? Иди, вера твоя спасла тебя».

Десять человек очистились, но одному Господь сказал, что его вера его спасла! Значит, другие девять, хотя и исцелились от своей телесной болезни, спасения не приобрели. И хотя получили то внешнее, чего хотели, – перестали быть больными проказой, – души у них не очистились, спасения они не получили, потому что не имели веры. Значит, вера только тогда спасает человека, когда она соединена с благодарностью к Богу. Когда мы благодарим Бога, тогда наша вера делается для нас спасительной. Тогда все те благодатные дары, получаемые нами через таинства и церковные обряды, тогда все, что преподается в Церкви, становится для нас спасительным, если мы живем этой благодарностью к Богу.

Настолько отвратителен грех неблагодарности, что его можно действительно сравнить с проказой. Если бы мы видели человека, который нам с вами чем-то обязан, пусть даже какой-то малостью – так в жизни бывает, помогаешь какому-то человеку и по-человечески от него тоже ждешь, хотя бы хорошего отношения. А бывает так, что мы какому-то человеку помогаем, а он даже здороваться с нами не хочет и в нашу сторону смотреть не хочет. А то еще и плюнет в след. Что по-человечески мы тогда в сердце своем ощущаем? Каково нам? Вот это картина и нашего отношения к Богу.
Но как научиться нам быть благодарными к Богу? Вот для этого и совершается главная и важная служба – Божественная Литургия. Где призывом благодарить Господа мы все вместе объединяемся и призываемся к благодарственной молитве. Может быть, каждый из нас, бывает так, переступает порог храма из-за каких-то личных своих нужд, желая о себе попросить. Но вот наступает самый важный момент службы, и всех нас Господь объединяет Духом Своим, и мы благодарим Его. Благодарим за все, потому что мы начинаем понимать, что сама наша жизнь – это дар Божий, начинаем понимать о том, что мы, будучи эгоистами, очень часто видим только плохое в жизни, когда нам больно, и не видим всего того хорошего, что бывает ежедневно и ежечасно. И не знаем, от каких бедствий мы бываем освобождаемы, и не знаем, какие напасти от нас отвращаются. Фактически, с человеком может какая угодно беда приключиться, в любой момент. Потому что, сколько случайностей, казалось бы, нелепых, происходит с человеком. Когда человек выходит из дома, думая, что он через пять минут вернется, а оказывается под колесами автомобиля. Когда человек планирует свою жизнь на долгие-долгие годы, а, посетив поликлинику, узнает страшный для себя приговор о том, что он больной смертельно, ему жить осталось меньше недели. Сколько таких случаев мы узнаем, но никогда, почему-то, по-настоящему не вразумляемся.
А мы с вами должны бы помнить о том, что Бог есть источник всего благого и доброго в мире. И когда мы в своей молитве проникаемся этим чувством благодарности к Богу, сознания того, что без Бога доброго быть ничего не может, мы с вами становимся добрее, милосердие приходит и в наше сердце, и мы стремимся идти по заповедям Христовым, и начинаем творить добро в этом мире, и начинаем видеть в других людях образ Божий, начинаем прощать друг другу обиды и грехи, потому что понимаем, что все это ничто перед милосердием и святостью Бога.