В сегодняшний воскресный день звучит Евангелие от Матфея о прощении ближнего:

Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

(Мф 6:14-21)

Нынешнее евангельское чтение соответствует сегодняшнему дню, началу поста — времени покаяния и прощения. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

Господь обещает нам прощение,- но при условии, чтобы и мы прощали грехи друг другу. Это не потому, что Господь входит в мелочные расчеты с нами; нет, но получить благодать прощения и использовать ее для себя может лишь та душа, которая приближается к Богу, уподобляется Ему, а такое приближение прежде всего и возможно для человека умягчением души.

Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры…. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцем твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Господь говорит о посте, как необходимом и важном средстве угождения Богу, спасения души. Но постом и нужно пользоваться для возвышения духа над плотью с ее страстями и похотями, для уготовления себя на служение Богу, а не как средством для наших лишь тщеславных, земных целей, что замечалось у лицемерных фарисеев. Предостерегая от лицемерия в посте, Господь говорит, что, постясь, не нужно отступать от обычных дел: помажь голову и умой лице, чтобы не в наружном виде лишь заключить твой пост, но принять его в глубине души для служения Богу.

Служение Богу в нашей жизни может быть выражено в словах третьей части Евангельского чтения.

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

Служим мы тому, к чему прилежит сердце наше. Прилежать же оно должно к сокровищам не земным, а к сокровищам небесным. Небесные сокровища — это те, что с душой человека переходят и в вечную жизнь,- те, что, нажив их, человек никогда не потеряет. Эти сокровища — черты самой души, которыми она характеризуется. Сокровища небесные, следовательно, суть христианские добродетели. Их-то и нужно наживать.

Таким образом, вот напутствие Церкви своим чадам, стоящим во вратах Великого поста. Пост есть время покаяния. Простив ближним, ищите прощения от Бога в благодатном Таинстве покаяния. Средством к покаянию и исправлению себя может быть пост, воздержание, смирение тела для торжества духа.
О посте, как необходимом средстве, ясно говорит Христос, предостерегая лишь от пользования им в целях тщеславия. Бодрствующий и торжествующий над плотью дух поднимает человека горе, а в горних стремлениях — и цель человеческой жизни.

Животные многопищные и тучные не могут бегать так скоро, как малопищный олень: подобно сему чревоугодник не может быть так деятелен и благопоспешен в подвигах, как воздержный (святитель Филарет, митрополит Московский).

Начальник бесов есть падший денница; а глава страстей есть объядение (преподобный Иоанн Лествичник).

Заповедь о посте имеет такую же древность, как и самый мир; первоначальная заповедь, данная Богом человеку, была именно заповедью о посте. «Поелику мы не постимся, то изринуты из рая! Потому будем поститься, чтобы снова взойти в рай»,- говорит святитель Василий Великий.