Во Имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодняшний воскресный день называется Неделей Крестопоклонной. Ею открывается четвертая седмица Великого поста, когда уже половина этого важнейшего для каждого из нас периода церковного года оказывается пройденной. И вот именно в это время Церковь напоминает нам в Евангельском чтении о том Кресте, который каждый из нас должен нести на своих плечах. И это неслучайно. Те тяготы, которые мы вольно или невольно, с радостью или с печалью возложили на себя во время Великого поста, наверное, дали нам почувствовать в той или иной степени, что такое Крест, который каждый несет на своих плечах в этом мире, что такое тот Крест, который нам заповедал нести Спаситель. Кто-то со скорбью, кто-то, может быть, с радостью ощутил его бремя на своих плечах и почувствовал, тем самым, что предшествующие несколько недель Великого поста не прошли случайно. Он стал еще более ясно ощущать, что земной жизненный путь – это крестный путь.

Сегодня читается Евангелие о Кресте. Христос говорит: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною». [Мк.8,34] Крест – это жертвенник Нового Завета. В Ветхом завете мы читаем о жертвеннике, на котором в древности приносились различные жертвы животных. Лилась кровь, и сжигались телеса животных. Этот жертвенник был назван великой святыней, хотя он никого не освящал, а только являлся прообразом будущего искупления. К нему под страхом смерти нельзя было прикасаться никому, кроме священников. Но наступило время, когда Христос отменил жертвы животных, потому что кровь тельцов, козлов и ягнят упразднилась пролитием крови Господа нашего Иисуса Христа на Кресте. Григорий Богослов говорит: «Малые капли крови отменили потоки крови животных, и мы спасаемся кровью Христовой». То есть наше спасение совершилось на Кресте, который есть в полном смысле слова жертвенник и великая святыня. Священник – это тот, кто приносит жертву. Христос приносит себя в жертву на Кресте. Жертвенник Нового Завета – это и есть Крест. Христос есть одновременно и священник, и жертва. Он и приносящий, и приносимый. Он Агнец и Пастырь, что, собственно, в Евангелие нам и указывается Иоанном предтечей: «Вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грехи мира». [Ин. 1, 29]

Агнец – это жертвенное животное. Это чистое существо, вызывающее умиление и ласку, которое должно было быть убито за грехи человека в предзнаменование будущей невинной жертвы Христа. «Христос – Агнец», — так сказал Иоанн Духом святым. Христос – ягнёнок, и Он же – пастырь. Он Сам говорит: «Я есмь пастырь добрый, и знаю Моих, и Мои знают Меня». [Ин. 10, 14] Вот это совмещение агнца и пастыря в одном лице — это и есть совмещение в одном лице священника, приносящего жертву, и той самой жертвы, которую он приносит. То есть Он приносит и приносится, а Крест – это жертвенник Нового Завета. Крестом освящаются воды на Иордане. Крест носит на себе всякий верующий человек. Крест венчает купола наших храмов. Крест стоит на могилах верующих людей. Крест — всюду, где есть вера в Господа нашего Иисуса. Иного символа, который бы так ярко и громко говорил о Христе, кроме как Крест Господень, нет.

Крест явится на небе перед Пришествием Христа на землю. Поэтому Крест вечно сопутствует нам. Через Крест мы получаем благословение священника и родителей, сами благословляем путь, по которому идём, пищу, которую едим. Везде мы видим Крест, потому что он напоминает нам о Первосвященнике, о Господе Иисусу Христе, который Себя приносит в жертву за грехи всего рода человеческого. За мои грехи и за ваши. И каждый из нас, глядя на Крест, должен обратить внимание и направить глаза на себя: «За меня, за меня». Как-то иначе можно спастись? Нет, никак иначе нельзя, только через Крест Господень и крест, который Господь дарует каждому из нас. Свой крест надо научиться любить, как Христос любит каждого из нас. Восхождение на крест — это и есть смысл христианского подвига и залог нашего прощения и спасения.

Давайте, дорогие братья и сестры, чаще вспоминать о том, что несение креста на своих плечах – это действительно подвиг. Если мы дерзаем называть себя христианами и носить на себе Крест Господень, мы должны быть готовыми к тому, что наша жизнь будет исполнена не радости, а скорби, не веселья, а страдания, и только тогда мы что-то поймем в церковной жизни, только тогда мы что-то поймем в христианстве. Пусть не будет для нас креста, как чудодейственного амулета от житейских неприятностей и невзгод, пусть для нас крест будет знаком того, что мы с достоинством и мужеством, которое было у Господа нашего Иисуса Христа, со смирением и любовью, которыми Он одарял всех людей в этом мире, пойдем за Христом и со Христом. И тогда Крест, некогда являвшийся орудием смерти, станет и для нас с вами орудием спасения, и тогда тот маленький крестик, который мы носим на своей груди, станет действительно знаком нашего подлинно христианского достоинства перед Богом. Аминь.