Дорогие братья и сестры! Поздравляю Вас со 2-ой Неделей Великого поста и днем памяти святителя Григория Паламы!

Святитель Григорий Палама жил в XIV столетии, через шесть веков после последнего Вселенского Собора. Он происходил из аристократической семьи, рано потерял отца. Находясь под покровительством императора, он получил прекрасное всестороннее образование — лучшие преподаватели Константинополя обучили будущего святителя богословию, философии, и различным наукам.

В возрасте 17 лет Григорий прочёл лекцию о философии Аристотеля перед императором и знатными вельможами. Лекция получилась столь блестящей, что ректор университета, учитель Григория по философии сказал о ней: «Сам Аристотель, если бы он был здесь, не преминул бы удостоить её похвалы».
Святитель Григорий мог бы сделать прекрасную карьеру при императорском дворе, но в возрасте двадцати лет он уезжает на Афон и принимает монашество, а через несколько лет — и священный сан.

Святитель Григорий Палама прожил удивительную жизнь: долгое время был монахом-отшельником, на некоторое время стал игуменом афонского монастыря Эсфигмен, был другом и наставником святого праведного Николая Кавасилы, находясь в плену у турок, пытался обращать их в Православие, после своего пятидесятилетия был избран епископом Фессалоник. Но самое главное дело его жизни — это победа в спорах о природе Фаворского света, которые в его честь стали называться паламитскими. Эти споры имели несколько этапов, длились пятнадцать лет, и стали причиной созыва нескольких церковных соборов в Константинополе. Святителю Григорию Паламе, который отстаивал богословское учение монахов-исихастов, предстояло доказать, что Божественная энергия, действие Бога в сотворенном мире, то есть, тот свет, который видели апостолы Петр, Иоанн и Иаков на горе Фавор, не является творением. Этот свет видели и многие афонские монахи. Победа еретического учения о сотворенности природы Фаворского света означала бы признание невозможности обожения человека, и отсутствия в нем образа Божия. Личный мистический монашеский опыт святителя Григория вместе с его глубокими богословскими и философскими знаниями помогли ему одержать полную победу на всех этапах паламитских споров.

Святитель Григорий оставил много богословских трудов. В своей 10-ой Омилии святитель толкует евангельское чтение, которое читалось на 2-ой Неделе Великого поста задолго до жизни святителя. Описывая дерзновение четырех друзей расслабленного, которые разобрали крышу дома, чтобы Христос смог исцелить его, святитель предполагает, что решающую роль сыграла вера именно самого расслабленного, а не его друзей. Святитель Григорий пишет: «именно больше на основании его благой надежды и его веры, пустила корни вера и у принесших его и ободрила их придти, и убеждаемых сим расслабленным, принести и вынести на кровлю и оттуда опустить его пред Господом. Потому что не против его воли они это сделали, и расслабленность параличного не была расслабленностью его разума, но он, справедливее сказать, – очевидным образом был выше того, что омрачает и препятствует вере».

Будем же и мы, дорогие братья и сестры, в самых трудных жизненных ситуациях стараться по молитвам святителя Григория Паламы уподобляться этому расслабленному, который, не имея возможности двигаться, смог зажечь веру в сердцах своих друзей! Господь всегда рядом с нами. Он говорит нам:

«Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною»

(Откр. 3:20)

Аминь.

Литература:
1.А. А. Турилов, М. М. Бернацкий. Григорий Палама // Православная Энциклопедия. – М. : Церковно-научный центр РПЦ, 2009. – Т. 13. – С. 12-41.
2.Дионисий (Шленов), игумен. Святитель Григорий Палама: житие, творения, учение // Портал «Богослов».
3.Святитель Григорий Палама. Омилия 10 // портал «Азбука веры» .